Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом.
Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом.
Когда они хватали членов профсоюза, я молчал: я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за мной — заступиться за меня было уже некому. О том, что идет война, среднестатистический немец начал задумываться не в сентябре 1939-ого, а только где-то в 42-ом году. Именно в это время в Германии начались проблемы с продуктами и углем. А вот полное осознание войны пришло только с массовой мобилизацией, потоком похоронок с фронта и бомбежек немецких городов союзниками.
Но даже тогда среднестатистический немец не осознал, что его страна развязала войну, а лишь спрашивал, "за что"? За что его, мирного гражданина, бомбят союзники? Что он, сделал, мирный гражданин, голосовавший за NSDAP и молчаливо смотревший, как его соседа-еврея куда-то увозят? В чем он виноват, мирный работник консервного завода, производящего тушенку для солдат Вермахта? В чем он виноват, мирный отец, чей сын является членом Гитлерюгенда? Он тут при чем, разве он развязал войну?
И как показывали опросы в послевоенной Германии, свою вину среднестатистический немец не понимал еще много лет.
Ежели какие-то расияни думают, что с ними будет как-то по другому, они сильно ошибаются. Не будет. И это хорошо, если на них не успеют обрушится бомбы союзников. А так то всё может быть.